Семейные традиции: прошлое и настоящее Нижегородской землиТрадиции – это не только то,
что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых
разных людей. Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть
истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших
предков.Семейные традиции России
никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а
самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление
подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью
традиций каждой семьи.
Когда появились
фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот
обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые
альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из
жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот
мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота
о престарелых родителях.
Давней русской традицией
можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам,
своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы –
семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома… История
вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей
народа и всей Родины в целом.
Существует также прекрасный
обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так
называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается
присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода
по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет
на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству –
значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам,
в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка.
А вот семейные традиции,
примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные
профессиональные династии (то есть когда все члены семьи занимались каким-то
одним видом деятельности). Известны целые династии потомственных пекарей,
кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников, артистов.
И, конечно же, самым
любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции
древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно
убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью,
затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же.
Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех
своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед)… Стоит отметить, что
для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в
сундуках и буфетах для торжественных случаев. Любопытно, что многие современные
хозяйки соблюдают некоторые обычаи из давних времен http://klub-drug.ru/deti/semejnye-tradicii-v-rossii-cennosti-russia.html
А какие традиции соблюдаются сегодня в
семьях молодых арзамасцев? Чем крепка семья сегодня? Какими реликвиями дорожат?
Такой вопрос мы задали учащимся школы
…День семьи, любви и верности самый
долгожданный праздник в моей семье. 8 июля мы едем в деревню и проводим вместе
весь день. Гуляем по лесу, купаемся в речке, играем в волейбол, устраиваем
пикник. Главное, что в этот день мы много говорим друг другу приятных слов, вспоминаем
Петра и Февронью. Каждый человек нуждается в любящей крепкой семье и поэтому я
желаю, чтобы каждый человек имел эту ценность. Ведь семья-это маленький мир в
котором тебя любят и всегда поддержат. Я тоже буду любить свою семью больше
всего на свете! (Ангелина Акулова 10 "А "класс)
Каждая семья имеет свои традиции ведь
они усиливают семью, сплачивают ее. Вот и в нашей семье есть свои традиции. На
Пасху мы красим яйца. Я очень люблю делать это сама: разрисовывать гуашью,
обматывать цветными нитками, наклеивать наклейки. Получается очень красиво!
Мама делает кекс с изюмом, бабушка ходит в церковь.
Другой
традицией является Новый год. В этот день мы собираемся все вместе за столом и
каждый из нас дарит друг другу подарки и говорит теплые пожелания. Ровно в
12-00 под бой курантов загадываем желания. Этот миг мне кажется самым
волшебны (Виктория
Кротова 9"б" класс)
В
моей семье есть такая традиция. Мы с родителями раз в месяц, а лучше по
выходным ходим в кинотеатр, а потом гуляем по вечернему Арзамасу,
разговариваем, веселимся. А еще мы часто ездим по выходным в лес на пикник-это
тоже наша традиция. Главной же траицией я считаю сбор всей семьи за праздничным
столом. Мы приглашаем близких людей, друзей родственников. Если у кого-то в
семье день рожденья, то мы не покупаем торт, а делаем его сами. (Екатерина Сергеева 10 "А" класс)
В нашей семье есть традиция отмечать
праздники. Самый главный праздник Новый год. Для нас это не просто праздник, а
много больше! Это можно назвать новым «кусочком» жизни, а 31 декабря-порог в
этот «кусочек». В последний день уходящего года мы
стараемся думать только о хорошем, все плохие мысли оставляем в старом году. К
празднику мы серьезно готовимся: накрываем на стол, надеваем красивые наряды. В
стаканы наливаем шампанское и ждем заветные 12 ударов. Под звон курантов мы
загадываем желания, поздравляем друг друга с Новым годом! В новогоднюю ночь на
улице мы запускаем фейерверки. В новогоднюю ночь воздух особенно свеж, от
разноцветных огней снег блестит так, что слепит глаза. Наверно, это самый
счастливый день в году! (Татьяна
Худякова 9 "А"класс) Светлое Христово Воскресение Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью. Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.
Свадебные обычаи русского народа
Осень-время свадеб. Закончились полевые работы, засыпаны в амбары запасы, проданы на ярмарке излишки. Можно и женить детей. Женились в России рано – в 12-13 лет. Такого понятия, как «старый холостяк», не существовало. Препятствием к браку могли служить или тяжкая болезнь, физическое уродство, или обет уйти в монастырь. Свобода выбора в то время практически отсутствовала. Подбор пары для сына и дочери осуществлялся родителями исходя из сословных или имущественных интересов; о чувствах жениха и невесты речи не было. И чаще всего брак по принципу «стерпится-слюбится» оказывался удачным.
По форме проведения свадьба напоминала настоящее театрализованное представление. Повсеместно в России устройство свадеб крестьяне старались приурочить к сельским храмовым праздникам, соединяя все торжества в единое целое.
Основу русской свадьбы составляли разнообразные ритуальные игры: «Сватовство», «Смотрины», «Сговор», «Предсвадебная неделя», «Девишник», «Сборы свадебного поезда», «Встреча», «Венчание», «Княжеский стол», на второй день в доме жениха –«Испытание молодой», на третий – «Отводины».
Предметом особой заботы в крестьянских семьях являлось приданое дочери. «В хорошей семье без должного приданого молодайку со свету сживут», - считали крестьяне орловских деревень. Расходы на сбор приданого наносили огромный ущерб крестьянскому хозяйству. В этот период во многих семьях яйца на целый год исчезали с крестьянского стола: «На велик день разговляемся только».
Чем ближе было свадебное торжество, тем более был насыщен день невесты и состоял из целого ряда ритуальных церемоний: изготовления красоты прощание с ней и передача её подругам, расплетение косы, мытьё в бане, угощение участников обряда женихом. Красота – это символ девушки, связывающий её с прежней жизнью. Этим символом мог быть любой предмет из девичьего обихода: платок, лента, повязка, венок, кудель, ёлочка, сосенка, украшенная ветка. В разных местностях поступали по-разному: одни девушки передавали её жениху, другие – лучшей подруге или младшей сестре, в некоторых местах её разрывали на части и делили между собой девушки-подружки невесты.
Одновременно с прощанием с красотой происходил обряд расплетания и символического обрезания девичьей косы и выкупа её женихом. Обряд «продажи косы» жениху выполнял брат невесты, если же брата у неё не было, то назначался специальный свадебный чин – косник, роль которого исполнял один из родственников-мальчиков. В роли покупателя выступал не сам жених, а представитель с его стороны. Торг происходил с шутками-прибаутками, начинался с огромных сумм, а заканчивался копейками. Выплетенную из косы ленту невеста также передавала подругам. С момента расплетания косы до сборов в церковь на венчание невеста ходила с распущенными волосами, этот акт также имел символическое значение – уже не девушка, но ещё не женщина. Предсвадебная неделя не представлялась без плача невесты, даже в том случае, если жених был желанный.
В доме жениха в последний предсвадебный день устраивался молодечник с застольем и пеним свадебных песен, символизировавший прощание жениха с товарищами и холостой жизнью.
Кульминационный момент наступал в день свадьбы. В доме невесты совершались обряды: «Бужение невесты», «Сон невесты» (по снам разгадывалась жизнь в замужестве) и «Одевание невесты». Утро свадебного дня было наполнено хлопотами по сбору свадебного поезда, которыми руководил дружка. Дружкой выбирали человека, хорошо знающего свои обязанности. На его плечи ложились и «Выкуп невесты», и «Откуп места для князя», и ведение свадебного обряда.
В день свадьбы до венчания жених не должен был видеть невесту, но посылал ей шкатулку, в которой были: фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца (если ими не обменялись при помолвке), духи, булавки и прочие мелочи. После принесения шкатулки невесту начинали одевать к венцу. Обычно это делала её тётка. Платье было из шёлка, обычно белого, но допускались любые цвета, кроме чёрного. Фата – длинная, широкая. Головной убор – венок из цветов померанца и миртовых веток. Обувал невесту «свадебный отрок» - как правило, младший брат невесты. Он же подавал на подносе фату, перчатки, нёс шлейф платья.
В купеческой среде в туфельку клали золотой, у дворян дарили невесте семейный талисман – украшение или ладанку.
Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех, свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком мёде. Затем осыпали хмелем или зёрнами, смешанными с деньгами, после богоявленской свечой зажигались брачные свечи. В церковь отвозилась посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте.
Действительным считался только брак, заключённый путём венчания. После венчания молодые садились в одну повозку и в сопровождении свадебного поезда отправлялись в дом жениха. Родители жениха приветствовали новобрачных хлебом и солью, осыпали их хмелем, овсом, рожью.
Свадебный пир длился 3 – 4 дня.
Масленица
За неделю до Великого поста, на Мясопустной, или Сырной, неделе народ праздновал Масленицу. Это был обряд, который, провожая зиму, призывал Весну. «В народном языке Масленица называется честною…, а по разгульности – широкою»
В с. Б.Болдино Нижегородской области во вторник или среду на масленичной неделе проходил базарный день, куда свозили, по сообщениям информантов, «…и скотину, и мёд, и зерно всякое, булок плюшек, кренделя…». Молодожёны в с. Рожок Сосновского района в эти дни ездили на базар за пряником для тёщи. В с. Успеское Первомайского района ехавших с базара встречали вопросами: «Какую часть Масленицы везёшь?». В с. Сар-Майдан Вознесенского района спрашивали: «Какую Масленицу везёшь?». Если ответ: «Красную!» - значит, Масленица и весна будет хорошая. А если отвечал: «Плохую!» - считали, что он пьян.
В Нижегородской области повсеместно на масленичной неделе катались на лошадях, впряжённых в сани. Катались с четверга и до чистого понедельника. Рядили одну лошадь, пару, тройку. Вешали на дугу колокольчики, бубенчики, ленты. В с. Черное Шахунского района клали полотенце или покрывало на хребет лошади. Здесь же лошадей обвешивали берёзовыми вениками. Катались целой «грядой» с гармонью, с песнями, с частушками.
Среди молодёжи было принято масленичное катание с природных и снежных гор. Катались на санках, ледянках (решето или таз обливают водой и замораживают), на «скамьях» (две большие доски, соединенные вертикальными стойками, нижняя наморожена коровьим навозом). В с. Черновское Большеболдинского района катались в чистый понедельник на прялочных донцах, чтоб лён был «долог и волокнист». Ещё одной забавой на масленичной неделе было катание на каруселях, качелях, кознах, которые готовили и устанавливали заранее. Катались и девки, и парни. «Женихи» катали своих «невест».
В некоторых местах Нижегородской области на Масленицу была «ярмарка невест»: в крупное селение съезжались девушки и парни со всех близлежащих сёл, одетые в самые лучшие одежды. Информатор сообщает, что в с. Федёлово Ковернинского района «…женихи и невесты оденут хорошие пальты зимние и стоят на полодянки (обочина), и тебя назовёт жених и кататься…», т.е. парень мог пригласить покататься понравившуюся ему девушку, даже если они не были знакомы.Особое положение на этой неделе отдавалось молодожёнам, которые поженились до Масленицы. В с. Львово Воротынского района молодых зовут в гости даже три Масленицы. Они ходят к тёще на блины и «живут на блинах» там до воскресенья. Так, в с. Б.Бакалды Бутурлинского района молодые приходили во вторник и гостили всю неделю у тёщи. В д. Ломовка Кулебакского района бытовал обычай: молодожёны, поженившиеся до масленицы ложкой стукали об чашку и шли к тёще и свекрови по очереди на блины. В с. Сар-Майдан Вознесенского района молодожёнов в Масленичную неделю угощали яичницей и блинами.
В прощальное воскресенье молодых «вытаскивали на волю». Существовал обычай валять молодых в снегу. В с. Рожок Сосновского района молодожёны покупали на базаре пряник, с которым затем шли в гости к тёще. «Пряник они отдают тёще, она его разрезает на 4 части». Собиралась вся родня. В прощёное воскресенье молодых отправляли в баню смывать грехи, для чего им выдавали мыло.
Важную роль на масленичной неделе играют блины, которые пекутся всю неделю, но в некоторых местах Нижегородской области с четверга. На блины зовут гостей. В с. Б. Болдино пекут блины в «общаг» и разносят их по соседям. В д. Ломовка Кулебакского района был «сковородник» (горбатый высокий старик), разъезжавший в санях, запряжённых лошадьми, он пёк и раздавал блины всем. Кроме блинов на масленичной неделе готовились и другие угощения. Так, например, в п. Княгинино пекли «проженцы» с начинкой из жареного лука. Их готовили на сковороде. В с. Львово Воротынского района пекли «приженцы»: раскатывали сочень и с четырёх углов загибали. В ряде мест Нижегородской области в исконной масленичной традиции блинов не пекли, их заменяли пироги. Так, в с. Белбаж Ковернинского района этот обычай сохраняется и по сей день.
Во многих местах на Масленицу в субботу или воскресенье проходили кулачные бои. В с. Фокино Воротынского района кулачный бой проводили на горе. Начинали с мальчишек. Делали большой круг и дрались один на один. В с. Крутец Бутурлинского района такой бой назывался «На любака». «Поваляют друг друга и расходятся». Дрались также и «порядок на порядок», здесь уже не было правил. В д. Каликино Борского района кулачный бой проходил под частушки .Масленица заканчивается провожанием и прощанием, которое проходит в воскресенье. В этот день было принято просить прощение и целоваться, поэтому этот день называют Прощёное воскресенье или Целовальник.
Провожали Масленицу шумно, весело. В с. Сар-Майдан, по словам информатора, провожали Масленицу всем селом: всей толпой шли в конец села, а оттуда двигалась в противоположный. Впереди шли самые весёлые певцы. Повсюду заводили хороводы, пели песни, частушки. Пели специальные масленичные песни.Так как процессия длинная - было несколько гармошек.
Персонифицированным образом Масленицы в Нижегородской области было, как чучело, так и сушёные веники, сноп, скирда соломы Вознесенского района в Прощёное воскресенье ребятишки бегали с горящими вениками. Просили прощения друг у друга: «Прости меня, Христа ради».
|