Не секрет, что в каждом классе имеются различные категории обучающихся от «двоечников», которые из года в год получают 2 или 3, до «отличников», у которых отметка 4 «хорошо» способна вызвать слёзы и шквал негативных эмоций, направленных во все стороны.
Подобная устоявшаяся статистика уже наблюдается в течение многих десятилетий. Каждый учитель, желает, чтобы ученики были заинтересованы в преподаваемом им предмете и добросовестно выполняли учебную программу, молодые учителя культивируют в себе это чувство в ещё большей степени (сказывается юношеский максимализм и новый взгляд на учебный процесс).
Встаёт вопрос: « Как заставить успешнее обучаться всех учеников в классе без исключения?» Само собой разумеется, есть возможность избрать самый лёгкий и бесконфликтный способ – всем ученикам выставлять только самые положительные отметки 4-5. Но подобный способ наносит существенный удар по качеству учебного процесса, так как обучающиеся, поняв, что вне зависимости от их знаний ниже 4 они не получат, считают, что открывать учебник и тетрадь по данному предмету нет необходимости, а тем более заниматься его серьёзным изучением. Известно, что ученики, занимающиеся добросовестно и показывающие высокие результаты изначально настроены на поддержание достигнутого уровня, следовательно, особый стимул и ежедневный контроль им не нужен. Хорошисты, занимающиеся на 3 или 4 и под конец четверти «подтягивающие хвосты», как я заметил, с новым учителем находят в себе силы для открытия «второго дыхания» и в короткие сроки добиваются существенных результатов, которые выражаются в оценке 5 «отлично».
Для зарождения интереса к учёбе, особенно по моему предмету, в отношении наиболее ленивых учеников в прошлом году я испробовал следующий метод, и вот каков результат. Стимул - сильнейшее средство для раскрытия бездействующих ресурсов человека, которые он способен активировать, но пока о них не знает либо не видит смысла в их применении. По каждым ответам и письменным работам обучающихся, я отмечал только лучшие стороны, а если их не находил, умалчивал о неудачи. Выставлял только положительные отметки, поощрял малейшее усилие, тем самым заставляя ученика поверить в себя и свои силы, а не в штампы, которые за ним закрепились. Одноклассники, видя первые успехи своих товарищей, поверив в достижимость результата, вступали с ними в негласное соревнование за получение высоких оценок (пусть 80% из них были формальными и не отражали действительность, на первых порах это было не первостепенной задачей).
С каждым занятием количество положительных отметок переходило в качество, появились первые заслуженные 4 и даже 5. Положительный рост наблюдался в течение 2010-2011 учебного года. Но, как известно за подъёмом кроется в будущем неизбежный спад, таковы уж законы нашего мира! С 4 четверти 2010-2011 учебного года к былым триумфатором пришло «Головокружение от успехов», которое проявилось в потребности получать привычные отмети, но только без прикладывания минимальных усилий и желания. В поведении обучающихся всё отчётливее проявлялись претензии на автоматическое получение текущих и четвертных положительных результатов, которое базировалось на вымышленном ореоле преуспевающего ученика. С 1 четверти 2011 года ситуация повторилась, границы по успеваемости обрели былые черты, но! 10% обучающихся, в 2-х параллелях в которых мне довелось преподавать, не желали прощаться с достигнутым положением и результатом.
Они систематически демонстрировали серьёзную готовность и знания по предмету. Добросовестно, наравне с остальными успешными в плане учёбе школьниками, усердно занимались во время уроков. Остальные 90% ныне получающие стимул, в короткие сроки заняли прошлогодние позиции. Чтобы сохранить результат этих 10% учеников, я ненавязчиво и не так явно продолжал пользоваться ранее выбранным методом. Спустя несколько недель, былые менее успешные ученики, подтвердив свои способности и возможности в получении отметок « отлично», стали демонстрировать этот результат без стимулирования и лишнего внимания. И по сей день эти 10% школьников остаются на высоком уровне с заслуженной объективной положительной отметкой. Таким образом, изначально запланированного массового рывка в учебе отстающих учеников и повышении качества знаний не произошло. Я приостановил эту методику, но в нескольких обучающихся мне по - настоящему удалось разжечь интерес к учёбе, в частности по моему предмету. Метод считаю эффективным, так как результат очевиден. К каждому ученику в процессе педагогической деятельности необходимо применять индивидуальный подход, как в вышеописанном методе, который позволил нескольким обучающимся выйти в учёбе на качественно новый уровень. Сегодня и в дальнейшем нам с вами предстоит решить вопрос: «Как привлечь оставшихся отстающих учеников добросовестно относиться к учёбе?»
Уважаемые родители, буду с нетерпением ждать ваши предложения.
|