Увлечение (или
зависимость) компьютерными играми психологи называют игровой (кибер) аддикцией.
«Аддитивная реализация» — это уход от реальности. По мнению психологов,
производители компьютерных игр делают ставки и рассчитывают именно на такой
«уход».
Понятие
«компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид
зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими
средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей
аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности
методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот
момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается
работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное
развитие.
Ребенок в
виртуальном мире испытывает весьма сильные и разнообразные чувства: острые и
ярко выраженные эмоции, всемогущество, обратимость времени, ощущение физической
безопасности. Всего лишь легкое шевеление кончиков пальцев, и возведен огромный
замок со множеством рвов и укреплений. Либо обратный вариант — уничтожено целое
войско. В этом и заключается преимущество виртуальной действительности в
сравнении с обыденной, повседневной. К сожалению, зачастую происходит быстрое
приобщение еще не сформировавшихся маленьких детей к волшебному красочному
миру, где возможно все, при этом реальность начинает наводить на них тоску,
отчуждение и даже страх.
По каким
причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?
Одной из
причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных
компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е.
родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не
хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе,
чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он
хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили
свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он
предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между
родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит
эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в
виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое
насилие со стороны одноклассников или сверстников. Заниженная или завышенная
самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной
реальности.
Зачастую,
когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться.
Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и,
следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов
панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров,
навязчивых состояний. При постоянном взаимодействии с компьютером у детей нарушается
режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. Полностью
трансформируется режим дня и ночи. Близкие отмечают непонятные телодвижения и
вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль
над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его.
Навыки общения
с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде
всего при общении с родителями и сверстниками, при взаимодействии с
непосредственно окружающей средой. Это происходит, если ребенка «отдают на
воспитание» компьютеру.
Материал подготовила учитель информатики Т.А.Крюкова
|