Как устранить конфликты между детьми
Правило 1. Вместо того, чтобы стараться не замечать
негативные чувства ребенка по отношение к
брату или сестре, осознайте их сами и помогите осознать ребенку.
Назовите предполагаемое вами чувство
ребенка, покажите, что вы его понимаете. Осознание чувств, называние их
целительно для детей, и для
родителей. Можно сделать и больше. Если вы назовете вслух не
осуществляемые желания ребенка (из-за чего
и возникает нелюбовь к «сопернику» - помехе для желаний), да еще и выразите свое сочувствие, это принесет эмоциональное
облегчение. Это может помочь ребенку понять, что именно его тревожит и
огорчает: не появление нового братика или сестры, а страх потерять то чувство защищенности, которое давало уверенность в
вашей исключительной, абсолютной любви к нему.
Когда от детей требует хороших чувств по отношению друг к другу, у них лишь
усиливается отрицательные чувства. Когда вы позволяете ребенку испытывать негативные
чувства - выслушиваете его спокойно, показываете, что понимаете его чувства,
это приведет к появлению позитивных чувств.
Правило 2. Постарайтесь помочь
детям найти безопасный и безвредный выход для их негативных чувств; приучайте их
выражать свои
чувства в символической форме (рисунок, лепка, письмо, стихи и т. п.). А не в ругани или драках. Этому именно и надо научить ребенка: осознавать
свое чувство и уметь его конструктивно и безопасно выразить, а не запрещать себе
это чувство испытывать.
Когда ребенку нужно выразить чувства, поставьте его перед выбором пути
выражения и помогите найти наиболее конструктивный для данной ситуации.
Этот навык - не мгновенная реакция крика или драки, а поиск конструктивного
способа справится с проблемой - поможет ему и в будущем.
Правило 3. Вмешиваясь в драки, прекращайте их немедленно, но при этом старайтесь
не заниматься выяснением того, кто обидчик, кто жертва. Уделите внимание пострадавшему ребенку, выразите
веру в способность детей самостоятельно
решать свои споры без драки. Не
приучайте детей к тому, что их спор решают родители, поощряйте их самостоятельное решение.
Надо постараться не только прервать и запретить драку, но и подсказать, как можно более спокойно и здраво
разрешить конфликт, или переключить внимание
детей на устраивающее обоих общее дело
или помощь вам.
Правило 4. Стараясь не
требовать от детей любви для её проявления и развития. Ваша постоянная модель
поведения перед глазами ребенка.
Правило 5. Отнеситесь к
негативным чувствам ребенка как к естественным чувствам, а не как зловещим
признакам того, сто ребенок зол, завистлив, плохой. Важно, понять: ребенок не виновен
в своем неприятии, ревность, в своих чувствах.
|