Как обучать и воспитывать в условиях
массовой общеобразовательной школы детей с нарушением зрения
Нарушения зрения представляют собой категорию
психофизических нарушений, проявляющихся в ограниченном зрительном восприятии
или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития
личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности
деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в
отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности,
пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах
предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы,
социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Особенностями обучения и воспитания детей с нарушениями
зрения занимается тифлопедагогика.
Образование слепых и слабовидящих детей осуществляется
в специальных школах для детей с нарушениями зрения. Однако, в силу ряда
причин, некоторые родители не имеют возможности направить ребенка в такое
учебное учреждение, и поэтому ребенок посещает общеобразовательную массовую
школу.
Учителю, обучающему ребенка с нарушением зрения,
необходимо знать некоторые специфические особенности коррекционной работы с
такими детьми. Это позволит ему наиболее эффективно организовать процесс
обучения и воспитания, создать условия для формирования и всестороннего
развития его личности.
Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть
правильно и достаточно хорошо освещено. Такого ребенка необходимо посадить на
первый (возле окна) или на второй (средний) ряд. Кроме того, следует учитывать,
что близорукого ребенка нужно посадить ближе к доске, за первую или вторую
парту. А дальнозоркого ребенка, напротив, нужно посадить подальше от доски, на
последние парты. Это обусловлено особенностями зрительной аномалии ребенка.
Учителю необходимо следить за тем, чтобы ребенок
хорошо воспринимал учебный материал на доске, в таблицах, на карте и т.п.
Следовательно, изобразительные наглядные пособия должны быть четкими, яркими,
достаточно крупными. Если задание для самостоятельной работы написано на доске,
то учитель должен убедиться в том, что ребенок хорошо видит и понимает, что там
написано.
Важно учитывать, что у детей с аномальной рефракцией
(близорукость, дальнозоркость) повышается утомляемость зрения. Поэтому им
необходимо по возможности давать на уроке разные виды работы, т.е. чередовать
зрительную работу с другими видами работ. После интенсивной зрительной работы
за столом в течение 10—15 минут (чтения, письма, черчения и т.д.) ребенку необходимо
сделать упражнения для снятия зрительного утомления.
Учитывая, что именно в период школьного обучения
значительно возрастает число близоруких детей, администрации и всему
педагогическому коллективу школы необходимо вести контроль за объемом домашних
заданий, связанных со зрительной работой.
Необходимым условием обучения в массовой школе
слабовидящего ребенка является создание у него определенного психологического
настроя. Он должен быть готов к преодолению трудностей, которые могут
периодически возникать. Одноклассников нужно познакомить с особенностями такого
ребенка и сформировать доброжелательное отношение к нему. Следует следить за
тем, чтобы ребенок не был эмоционально травмирован нормально видящими
учащимися. Но в то же время не следует излишне опекать ребенка, поскольку
чрезмерная забота лишний раз подчеркивает его нестабильность.
Включение ребенка с нарушением зрения в работу является
весьма сложной задачей для учителя, для самого ребенка и для учеников.
Существует целый ряд особенностей обучения ребенка со зрительной аномалией, о
которых учитель должен помнить постоянно. Так слабовидящий ребенок читает и
пишет медленнее, чем зрячие ученики и не сможет успевать за всем классом. В
связи с этим целесообразно использовать диктофон, на который можно записывать
фрагменты урока. Кроме того, учитель должен помнить о том, что время зрительной
работы у слабовидящего ребенка ограничено (не более 15-20 минут).
Особого внимания заслуживает организация фронтальной
работы в классе. Для детей с нарушением зрения необходимо подготовить
индивидуальные карточки, тексты, наглядные пособия, чтобы они могли принять
участие во фронтальной работе класса.
В ходе учебно-воспитательного процесса большую роль
играет речь учителя. Она должна быть четкой, ясной! выразительной. Учитель
должен проговаривать все, что он делает:
пишет, рисует, демонстрирует опыт и т.п.
У многих детей с нарушением зрения возникают проблемы
в общении с другими людьми. Это может быть связано с неумением слушать
собеседника а также с небольшим опытом общения. У таких детей речь часто носит
монологичный характер, диалога в общении не получается. В таких случаях
необходима помощь
В ходе учебной работы учитель должен внимательно
наблюдать за тем, как ученик с нарушением зрения справляется с заданиями и приспосабливается
к совместной работе с нормально видящими учениками. Эти наблюдения необходимы
для того, чтобы регулировать рабочую нагрузку ученика, увеличивать или уменьшать
время решения учебных задач.
|