Главная | Регистрация | Вход Суббота, 15.12.2018, 09:27

Ш И К

Школьный интернет-клуб для родителей

В сотрудничестве с
Меню сайта
Поиск
Баннеры


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как обучать и воспитывать в условиях массовой общеобразовательной школы детей с нарушением слуха

Как обучать и воспитывать в условиях массовой общеобразовательной школы детей с нарушением слуха

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализатора страдают речь, психологическое развитие ребенка; происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект слухового анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха второго, третьего, четвертого порядка все более искажает и обедняет структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.

Особенностями обучения и воспитания детей с нарушением слуха занимается сурдопедагогика. Сурдопедагогика — это составная часть коррекционной (специальной) педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха обычно обучаются в специальных (коррекционных) школах, но в отдельных случаях они также могут обучаться и в условиях массовой общеобразовательной школы.

В массовой общеобразовательной школе может обучаться ребенок с незначительным снижением слуха. В этом случае учитель должен в первую очередь проследить за тем, чтобы ребенку было хорошо слышно все, что происходит в классе. В связи с этим очень важно правильно посадить ребенка: лучше всего посадить его за первую или вторую парту. Кроме того, учитель должен постоянно контролировать работу такого ученика, чтобы выяснить, правильно ли он понял объяснения учителя, предложенное задание и т.п. Особенно важно это при письме под диктовку или выполнении других видов работ с опорой на слуховой анализатор.

Учителю, к которому в класс попал слабослышащий ребенок, важно знать как можно больше об особенностях глухих и слабослышащих, о своеобразии развития речи таких детей и восприятия ими речи окружающих, о том, какую роль выполняет слуховой аппарат и много другое.

К началу школьного обучения даже слышащие дети подходят с разным уровнем общего и речевого развития; тем более это относится к детям с нарушенным слухом. Эти различия определяются целым рядом факторов: индивидуальными особенностями ребенка, состоянием слуховой функции, временем начала коррекционной работы, ее адекватностью и эффективностью, наличием дополнительных отклонений в развитии.

Глухих и слабослышащих детей, которые оказываются подготовленными к обучению в массовой общеобразовательной школе, можно условно разделить на три группы:

• дети с незначительным понижением слуха, которые обычно испытывают затруднения при восприятии лишь шепотной речи. Нередко ни они сами, ни окружающие не замечают этих затруднений;

• дети, которые независимо от степени имевшегося у них снижения слуха в результате ранней систематической коррекционной работы к семи годам хорошо говорят, не испытывают значительных трудностей в устном общении со слышащими людьми, умеют читать и пишут печатными буквами. Уровень их общего и речевого развития оказывается заметно выше, чем у тех детей, которых психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) направляет в специальные (коррекционные) школы;

• дети, потерявшие слух в возрасте пяти-шести лет или позже, так называемые позднооглохшие дети. Их устная речь формировалась на полноценной слуховой основе, вследствие чего она практически не отличается ни по структуре, ни по звучанию от речи слышащих сверстников. Однако вследствие внезапной потери слуха они утратили возможность воспринимать и в силу этого — понимать устную речь окружающих. При условии своевременно начатой и успешной работы по восстановлению устного общения эти дети могут учиться вместе со слышащими. Учителю следует постоянно помнить, что в классе есть ребенок с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по классу, пишет на доске, организует работу класса с таблицами, картинами, картами и т.д., поэтому такого ребенка надо посадить справа от педагога, по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя, доска, отвечающие у доски.

Необходимо требовать от ребенка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Важно следить за тем, чтобы слабослышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Для этого нужно постоянно контролировать ученика со сниженным слухом в разных формах, например: «повтори, что я сейчас сказала», «что сказал Боря?», «продолжи, пожалуйста», «расскажи, что мы изучали сегодня на уроке», «повтори, о чем рассказывала Вера» и т.п.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допускать, чтобы он не понял что-нибудь важное. Оставленный без внимания даже небольшой пробел в знаниях ведет к непониманию последующих разделов учебного предмета. Поэтому школьников со сниженным слухом нужно контролировать на каждом занятии.

Учителя часто предлагают слабослышащему ученику выполнять письменную самостоятельную работу в то время, когда класс работает устно. Так делать не рекомендуется, поскольку в этом случае ребенок «выпадает» из определенного вида работы и может даже не знать, чем занимались в это время одноклассники. Кроме того, ребенок не совершенствует своих умений и навыков в устной фронтальной работе.

Успешность обучения глухого или слабослышащего ребенка в массовой школе во многом зависит от того, насколько эффективно он включен в учебную деятельность непосредственно на уроке. А это в свою очередь, определяется тем, сможет ли педагог в ходе урока организовать действенную эффективную помощь такому, ученику. Особенно актуально это для младших школьников, поскольку именно в начальной школе закладываются основы его знаний, умений, навыков, которые продолжают развиваться в средней школе.

Существует ряд особенностей в обучении младших школьников с нарушением слуха, которые учитель должен обязательно знать и учитывать в своей работе.

На уроках русского языка нужно работать над грамматической правильностью речи, нарушения которой характерны для детей с патологией слуха. Но плохослышащего младшего школьника нецелесообразно перегружать формально-языковыми упражнениями (поиски орфограмм в словах, грамматический разбор по членам предложения и частям речи, заучивание правил и т.п.). Учитель должен предложить ребенку такие задания, чтобы он мог как можно больше упражняться в составлении словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Это будет способствовать корректированию и закреплению у слабослышащего ученика навыков грамматически правильной речи.

Учитель также должен уделять внимание коррекции звукобуквенного состава слов у слабослышащего ребенка. Для этого достаточно использовать возможности учебника.

Определенные трудности могут возникнуть у детей с нарушением слуха при написании диктантов и изложений. Если ребенок по состоянию слуха не способен воспринимать диктуемый текст, его лучше освободить от этого задания. Для такого ученика можно провести диктант отдельно, после уроков, обеспечив восприятие диктуемого текста на слухо-зрительной основе.

Детей с нарушением слуха следует специально готовить к написанию изложений. Таким детям нужно дать текст изложения для однократного прочтения «про себя». Потом они еще раз прослушают текст вместе со всеми. Если в тексте изложения встречаются слова, которые глухой или слабослышащий ученик может не знать, учитель должен заранее объяснить ему значение и правописание этих слов. Особенно следует остановиться на ключевых словах, образующих ядро текста. Ребенка следует заранее познакомить и с наиболее сложными грамматическими конструкциями текста. Если ребенок испытывает трудности уже в ходе письменного пересказа, рекомендуется дать ему заранее подготовленные вопросы по тексту.

На уроках чтения ребенку с нарушением слуха сложно сразу включиться в работу над литературным произведением. У него могут возникнуть как чисто языковые проблемы (непонятные слова или грамматические конструкции), так и проблемы в понимании смысла отдельных частей текста, диалогов, описания и т.д.

На уроках математики у детей с нарушением слуха может вызвать затруднение понимание словесного условия задачи. В таких случаях нужно проверить, как ученик понимает ситуацию, описанную в задаче. Особое внимание следует обратить на слова и словосочетания в задаче, которые несут математическую нагрузку («например», «поровну», «дали по...», «раздали каждому...», «больше на...», «меньше в...», «больше, чем...» и др.). Эти понятия достаточно сложны, поэтому лучше начать их отработку с глухими и слабослышащими учениками заранее с помощью наглядно-действенных упражнений.

Обучение и воспитание в массовой общеобразовательной школе детей с недостатками слуха, отличающихся характерными речевыми особенностями, — сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только терпения и любви к ребенку, но и определенных специальных знаний.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Informatik (12.03.2012)
Просмотров: 8124 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Тесты
  • Тесты для родителей онлайн
  • Друзья сайта
  • Официальный сайт школы 7 им. А.П. Гайдара
  • Лицо школы в Летописях
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz