Главная | Регистрация | Вход Понедельник, 19.11.2018, 04:01

Ш И К

Школьный интернет-клуб для родителей

В сотрудничестве с
Меню сайта
Поиск
Баннеры


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Из истории русского дома
В 2004 году в школе был образован историко-краеведческий музей.
 
Мы приглашаем вас заглянуть в уголок русского дома. Экскурсоводы расскажут вам как жили, чем питались, как проводили будни и праздники наши далекие предки. Мы надеемся, что эти экскурсии помогут вам иначе взглянуть на жизнь русского народа. Много интересного и познавательного хранят старые вещи. Они ждут своих зрителей, чтобы поведать им свои истории. Коллекцию экспонатов школьного музея вы сможете увидеть также в виртуальном музее на школьном сайте.




 
Приглашаем вас окунуться в мир старины!

Наша страна очень большая и дома на Севере России отличались от домов Центральной России. Так выглядели дома более 100 лет назад.



      

У наших предков издревле считались священными 3 предмета: красный угол, (где находились иконы), стол и печь. С незапамятных времен люди отождествляли печь с понятием «дом». Отсюда берет начало выражение «домашний очаг». Уважительное отношение к печи нашло отражение во множестве поверий, примет, обрядов, поговорок. Считалось, например, большим грехом плевать на печь или огонь, заметать в печи нечистой метелкой. В ХV-ХVI вв. в богатых домах появились «поваристые» и отопительные печи. На первых готовили еду, а вторые служили для обогрева жилых палат. Их топили «по- белому», т.е. выводили трубу на крышу. Выложенные из кирпича на глине, эти печи белили или расписывали охрой и суриком, растертыми на яичном желтке.

Запомним основные элементы печи: подприпечек, подпечек, голбец, заслонка, вьюшка.
 
 
 
 

Красный угол – часть дома, в котором висят иконы и стоит стол - наиболее парадное и значимое место в жилище. Красный угол обращен на юг или восток и связано это с дневным путем солнца. Божница ассоциировалась с алтарем храма, а стол уподоблялся церковному престолу. Помимо икон в божнице хранились освященные предметы: сосуд со святой водой, веточка вербы и Троицкой зелени, четверговая свеча и четверговая соль. Место за столом в красном углу считалось наиболее почетным: оно предназначалось для хозяина, священника или почетных гостей. Во время календарных обрядов в красный угол помещали предметы, которым хотели оказать почет: горшок с кашей на святках, последний сноп, принесенный с поля по окончании жатвы, вымытую и «обряженную» квашню в Чистый четверг. Войдя в дом, человек прежде всего крестился, обратившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяевами.

Стол уподоблялся церковному престолу. На столе постоянно находился хлеб. Вспомним поговорку: «Хлеб на столе, так и стол престол». Не разрешалось стучать по столу, ибо стол – это ладонь Бога или Богоматери, протянутая к людям. Во главе стола всегда сидел хозяин. Для сиденья служили лавки, приделанные к стенам наглухо. На лавки накладывались куски материи, называемые полавочниками. Кроме лавок для сиденья, делались еще скамьи и стольцы (табуреты). Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На эти лавки клали постель.

Важными элементами русского дома были: порог, окно, хлеб, соль, горшок, квашня, ложка, нож, решето, ступа, пест.
Не разрешалось садиться или вставать на порог, здороваться через него. Согласно обычаю, молодая, входя в дом после венчания в дом мужа, не должна касаться порога, почему ее подчас и вносят на руках. При боли в спине или пояснице человек ложился на порог, а последний ребенок в семье (мальчик) клал ему на спину веник и легонько ударял по нему топором.
 
Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия, осмыслялся как дар Божий и как самостоятельное существо.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим или ел за его спиной – заберешь его силу и счастье. Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женское занятие. Хлеб сажали в печь в молчании; пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся, не шумят и не метут пол. На подобные настроения хлеб реагирует как живое существо: раздражается, пугается, начинает капризничать, и поэтому не удается. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя и молодых после их венчания в церкви; оставляли как жертву в поле, в лесу.
 
 
Соль- символ, используемый в сочетании с хлебом, охраняет хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил. При угощении хлебом-солью происходило установление дружеских отношений между людьми. Угощение гостя хлебом – солью устанавливало между ним и хозяином хорошие отношения, отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. «Хлебосольством» доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.
Горшок, кувшин связаны с символикой печи и земли; осмысливаются как вместилище души и духов. Печь и пространство около нее, где помещаются горшки и другая посуда, связаны с культом предков. По некоторым поверьям если оставить ложки в горшке или миске, то ночью трудно будет заснуть. Чтобы хорошо спалось, советовали перевернуть горшки на стол или на полку.
 
Для заквашивания теста использовали квашню или дежу. Во многих русских домах квашню ставили на столе или лавке под образами – в самом почетном месте дома. При переходе в новый дом наши предки несли с собой дежу с тестом, замешанным в старом доме.
 
Ложка играла заметную роль в жизни людей, являясь одной из немногих личных вещей крестьянина. Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причем ложка мужчины подчас противопоставлялась остальным по форме и размерам. Перед едой ложку клали обычно выемкой кверху. Что как бы означало приглашение к еде; после же трапезы ее переворачивали, давая понять, что наелись.
 
Нож активно использовался в ритуалах, наряду с ножницами, иголками, серпами, топорами, косами, гвоздями в качестве оберега от нечистой силы. И защитные и вредоносные функции ножа основываются на его способности резать, колоть, наносить раны. Нож и другие металлические предметы сопровождали человека, когда он считался наиболее уязвим для воздействия нечистой силы. Их использовали для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовый период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Крестьяне в некоторых местностях клали в колыбель мальчику нож, чтобы он стал плотником, а девочке – гребенку, чтобы она умела прясть.
 
Решето воплощает идею богатства и плодородия и уподобляется небесному своду. Издавна крестьяне лили воду через решето, чтобы вызвать дождь. И наоборот, когда переворачивали решето, стремились его остановить. Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами. Поливали через решето ребенка или домашних животных; трижды обходили по солнцу больную корову, поливая вокруг нее землю через решето; при эпидемии поливали через решето улицу.
 
Увидеть предметы воочию, вы сможете, посетив наш школьный краеведческий музей! Быть может, у вас тоже есть фотографии, заметки, предметы старины. Приглашаем к сотрудничеству!
 
 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Informatik (18.12.2010)
Просмотров: 1032 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Тесты
  • Тесты для родителей онлайн
  • Друзья сайта
  • Официальный сайт школы 7 им. А.П. Гайдара
  • Лицо школы в Летописях
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz