В материальном плане – забота о физиологических потребностях ребенка, создании внешних условий для развития и обучения.
В.Д. Шадриков в своем «Этюде о любви к ребенку» отмечает, что родители интуитивно могут чувствовать любовь к ребенку, верно называть, но в действительности, не всегда следуют интуиции и собственному пониманию. По его мнению, сущность любви к ребенку – это «единение с его духовной жизнью». Лишь опора на духовную составляющую чувств к ребенку, дает глубину и остроту переживаний!
Стоит учитывать, что дети нуждаются не только и не столько в создании материальной базы жизни, но в большей степени в глубоком духовном принятии, сочувствии, сопереживании… Ребенок чувствует открытую душу взрослого, черпает силы и в подобном взаимодействии рождаются новые духовные ценности – радость совместного творчества, игры и познания.
«Любовь требует глубокого понимания ребенка». И познания его духа.
Что же на самом деле нужно ребенку? Потакание его капризам? Задаривание игрушками и разрешение бесконечно смотреть мультфильмы? Первое и самое необходимое – глубокое духовное принятие, душевное взаимопроникновение… где взрослый имеет ведущую роль, как наставник, ведущий ученика.
Один из сложных для осознания моментов, это то, что любовь – это одновременно ответственность родителя и возможность дать ребенку свободу двигаться в том направлении, которое запрограммировано душой и генетическим кодом организма.
Стоит согласиться с Михаилом Литваком, что любовь – это активный интерес к жизни другого человека, тогда в отношении ребенка – это активный интерес к духовной жизни и развитию человеческой души в ребенке.
Что нужно для развития души?
1. Знать законы развития души – возрастную психологию, знать потребности возраста для развития ведущей деятельности.
2. Уметь создать условия для всестороннего развития.
3. Видеть перспективы и поддерживать творческие инициативы ребенка. Все это создаст духовное единство между взрослым и ребенком.
Какая бывает родительская любовь?
Бывает всепозволяющая, опекающая, оранжерейная. Бывает любовь и отношение к ребенку – ограничивающее, запретительное. И то, и другое - лишения ребенка свободы выбора и действия.
Отношение к ребенку и его воспитание должно строится с таким учетом, чтоб поведение или действия ребенка не нанесли вред другим людям, будь то близким, или далеким. Вот и встает вопрос – где же Любовь к ребенку, где середина между Свободой и Ответственностью? Каждый родитель, педагог, ищет ответ на этот вопрос самостоятельно, в ходе своего духовного развития.