Что мы знаем о наших детях?
Некоторые особенности детей школьного возраста .
Вашему ребенку 7-10 лет:
У него появляется ответственное занятие – учеба, авторитетом становится учитель. 7-10 летнему ребенку присущи:
- Копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
- Буйный расцвет фантазии,
- Стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
- Формирование первоначальных представлений о собственных правах;
- Повышенный интерес к исследованию тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.
Как следует обращаться родителям с 7-10-летним ребенком:
- Помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
- Уважайте труд ребенка, дайте ребенку реализовать свое право на рабочее место, на тишину во время работы, на одобрение в случае заслуженных успехов;
- Узнайте имена и телефоны одноклассников и друзей ребенка, по возможности познакомьтесь с их родителями;
- Аргументируйте свои требования к ребенку, обуздайте свои амбиции. При выдвижении требований исходите не из собственных интересов и желаний, а из возможностей ребенка.
- Обсуждайте с ребенком особенности взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супруге/супругу на собственном примере.
Чего не следует делать по отношению к ребенку 7-10 лет:
- Не ревнуйте ребенка к учителю, не критикуйте учителя в присутствии ребенка;
- Не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту;
- Не давайте негативных оценок личности или характера ребенка, осуждать можно только поступки ребенка, не перенося критику на личность;
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми;
- Не устанавливайте необоснованных запретов.
Вашему ребенку 11-14 лет:
Этот возраст часто называют «трудным». Основная причина «трудности» - физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, осознание подростком собственной «взрослости», требование считаться с ним как со взрослым.
11-14 летнему подростку свойственны:
- Тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей, зачастую на грани риска;
- Частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
- Повышенная эмоциональная реакция даже на незначительные события;
- Стремление к установлению дружеских связей со сверстниками, вхождение в неформальные группировки;
- Отстаивание своей позиции, зачастую неверной;
- Появление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых активно пренебрегает в пользу сверстников;
- Демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, зачастую и к представителям противоположного пола (что говорит о пробуждении интереса).
Как следует общаться родителям с 11-14-летним ребенком:
- Помните, что подросток, хоть и отдалился от вас, по-прежнему нуждается в вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, совместно планируйте бюджет, мероприятия досуга, отпуск;
- Выделяйте деньги на карманные расходы;
- В конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто ждите, пока он закончит говорить;
- Объясните, что всякий поступок влечет за собой последствия, научите предвидеть результаты своих действий и нести за них ответственность;
- Учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и ограничения, разъяснив необходимость тех или иных запретов;
- Будьте бережны к зарождающимся чувствам ребенка, не обесценивайте и не высмеивайте их, не принижайте в глазах ребенка объект его привязанности (дружбы или любви).
Чего не следует делать по отношению к ребенку 11-14 лет:
- Не допускайте неуважения, грубости по отношению к себе со стороны подростка, но и к нему также относитесь с уважением;
- Не требуйте немедленного и слепого послушания, не угрожайте и не унижайте детей;
- Планируя разговор, не начинайте с обвинений; не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
- Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание делать то, что вы хотите;
- Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, разрешайте приводить их домой, старайтесь познакомиться поближе;
- Не запрещайте дружить с тем, кто вам не по душе.
- Не пытайтесь тотально контролировать ребенка, не подслушивайте телефонные разговоры, не читайте его смс-сообщения и переписку, не выпытывайте, где и с кем он был – ребенок должен сам захотеть с вами поделиться.
|